Truth About Six Pack AbsBurn The Fat Feed The Muscle

Как определить рабочую полосу?

Необходимая информация для выполнения полетов в сети IVAO и помощь в освоении авиасимуляторов.

Как определить рабочую полосу?

Сообщениеby Zibit on Вт окт 20, 2009 11:13 am

Как всем известно, УВД у нас бывает не всегда. Часто приходится взлетать и садиться самостоятельно, без помощи диспетчера. Так как же тогда определить рабочую полосу?

Для начала несколько определений.
Метеорологическое направление ветра - направление ветра, которое указывается азимутом точки, откуда дует ветер.
Аэронавигационное направление ветра — направление ветра, которое указывает, куда дует ветер.

Первым делом смотрим информацию МЕТАР, а именно направление и силу ветра. Например:
UKBB 200630Z 15003MPS 3900 -RA OVC003 05/04 Q1015 13220355 NOSIG
Значит ветер у нас 150 градусов 3 м/с (на рис. красная линия).
В МЕТАРе всегда используется метерологическое направление ветра.

На примере Борисполя. Имеем две параллельные полосы: 36R-18L и 36L-18R. Их курсы сходны, поэтому мы возьмем одну: 36R-18L. Курс 36R приблизительно (нам точно не надо) равен 360 градусов, 18L - 180 градусов.

Зная направление ветра и курсы полос, можем провести некоторые вычесления:
к направлению ветра сначала прибавляем 90 градусов, потом их отнимаем. 150+90=240; 150-90=60.
Из этих вычислений можем взять два промежутка: 1) от 150 до 240; 2) от 60 до 150 (Примечание: когда мы прибавляем 90 - ветер будет стоят в значении ОТ, если отнимаем 90 - в значении ДО). Теперь берем курс любой (18L или 36R) полосы и смотрим попадает ли данный курс в 1-ый либо 2-ой промежуток.
Например полоса 36R, курс ее 360 - не попадает ни в один из промежутков. Берем полосу 18L, курс 180 - попадает в 1-ый промежуток. Значит 18L в работе.
В принципе второй раз можно было и не проверять. Итак понятно, если не 36R, значит 18L)))

Что бы понять, почему так получается возьмем ветер не метеорологический, а аэронавигационный. Их разница равна 180. Значит мы 150+180=330. Тоесть ветер дует с курсом 330 градусов. Мы знаем что самолеты взлетают и садятся ПРОТИВ ветра. Вот и получается что мы должны использовать 18-ую полосу.

Аналогично будем поступать если ветер, допустим, 280 градусов (на рис. линия синего цвета).
280+90=370; 280-90=190. Промежутки: 1) от 280 до 10 (370); 2) от 190 до 280.
Полоса 36R, курс 360 - попадает в 1-ый промежуток. Значит она в работе.

Есть еще один способ определить рабочую полосу. Берем два значения: направление ветра и курс одной из полос. И из большего значения вычитаем меншее. Если результат менше 90 градусов, то эта полоса в работе. Если больше - то в работе полоса с противоположным курсом.
Например: ветер 150 градусов, полоса 36R, курс ее 360 - имеем: 360-150=210. 210 больше 90 градусов следовательно в работе полоса с противоположным курсом - 18L. Можем проверить: 180-150=30. 30 менше 90.
Ветер 280 градусов, полоса 36R, курс 360. Получится: 360-280=80. 80 менше 90 => в работе полоса 36R. Проверем полосу 18L: 280-180=100, а 100 больше 90.
Повторюсь, второй раз можно и не проверять.

wind_instr.png
wind_instr.png (31.07 КБ) Просмотров: 11366


Существуют так же понятия передней и задней полусферы. Передняя полусфера - это сектор пространства перед воздушным судном, которое ограничено вектором 90 градусов влево и вектором 90 градусов вправо от посадочного курса. Задняя полусфера соответственно - пространство позади воздушного судна.
Ветер, следовательно, должен дуть из передней полусферы в заднюю, когда самолет находится на посадочном курсе.

Можно взлетать/садиться и по ветру, но в таком случае его сила должна быть не более 5 м/с.

Жду замечания к написанному. Спасибо! :roll:
Последний раз редактировалось Zibit Вт окт 20, 2009 7:41 pm, всего редактировалось 5 раз(а).
Andrey Boga hater! :)
Аватара пользователя
Zibit
Дніпроавіа
Дніпроавіа
 
Сообщения: 430
Зарегистрирован: Сб сен 20, 2008 9:30 pm
Откуда: UKCM - Mariupol', Ukraine
Пол: Мужской
{ MY_WALL }
Реальное имя: Андрей Степанов
IVAO ID: 279514
Позывной: UDN509
Версия Симулятора: MSFS
Повысить репутациюПонизить репутацию

Re: Как определить рабочую полосу?

Сообщениеby olelukoje on Вт окт 20, 2009 11:54 am

Есть еще одна как бы "хитрость". В Метаре часто, если условия отличны от идеальных, указывается состояние покрытия рабочей полосы (влажно, скользко, гололед, поземка, вода и т.д.). Это группа цифр, стоящая сразу после QNH. Нас интересует в данном контексте первые две цифры из этой группы. Они-то и указывают на активную ВПП в данный момент. Остальные цифры из этой группы - собственно характеризуют ее состояние (но об этом потом).
Так вот, на примере Борисполя, - UKBB 200930Z 09005MPS 1700 -DZ BR OVC002 07/07 Q1019 88190060 TEMPO 1000 BR
Если бы рабочая полоса была 18L - эта группа цифр выглядела бы так - 18190060
Если бы рабочая полоса была 36L - эта группа цифр выглядела бы так - 36190060
Если бы рабочая полоса была 18R - эта группа цифр выглядела бы так - 68190060 (если у аэропорта несколько полос с одинаковым посадочным курсом, то первая пишется так, как есть, а к номеру другой прибавляется 50 - т.е. 68 = 18+50)
Если бы рабочая полоса была 36R - эта группа цифр выглядела бы так - 86190060 (86=36+50)
В приведенном примере Метара Борисполя фигурирует цифра 88. Ее пишут в случае, когда информация относится ко всем существующим ВПП. Тут уж определять рабочую полосу нужно по ветру, как написал выше Андрей. То же самое относится к случаю, когда в Метаре после группы QNH стоит другая информация, например NOSIG.
Еще пример для Пулково: ULLI 200900Z VRB01MPS 6000 BKN040 OVC066 06/04 Q1020 78290052 NOSIG - в данном случае в работе полоса 28R (78=28+50)
ULLI 200900Z VRB01MPS 6000 BKN040 OVC066 06/04 Q1020 28290052 NOSIG - в работе 28L
ULLI 200900Z VRB01MPS 6000 BKN040 OVC066 06/04 Q1020 10290052 NOSIG - в работе 10L
ULLI 200900Z VRB01MPS 6000 BKN040 OVC066 06/04 Q1020 60290052 NOSIG - в работе 10R

Этот метод особенно становится ценным, когда ветер "плавает", как в случае с Пулково, и невозможно определить рабочую полосу без диспетчера.
Изображение Изображение
Falling, falling or am I flying?
Flying, flying or am I falling?
Аватара пользователя
olelukoje
Міжнародні Авіалінії України
Міжнародні Авіалінії України
 
Сообщения: 609
Зарегистрирован: Пт сен 19, 2008 8:04 am
Откуда: UKDD
Пол: Мужской
{ MY_WALL }
IVAO ID: 0
Позывной: AUI003
Версия Симулятора: 9.6x
Повысить репутациюПонизить репутацию

Re: Как определить рабочую полосу?

Сообщениеby LEXX on Вт окт 20, 2009 11:58 am

Статья супер, мы то знаем что ты указал правильно, но человеку не знающему когда метеорогическое значение ставится в "от", а когда в "до" будет очень трудно определить полосу в Шиполе. :)
Изображение
Единственное, что требуется для триумфа зла - это, что бы хорошие люди ничего не делали.
Аватара пользователя
LEXX
Міжнародні Авіалінії України
Міжнародні Авіалінії України
 
Сообщения: 1016
Зарегистрирован: Пт сен 12, 2008 7:19 pm
Откуда: EDDM
Пол: Мужской
{ MY_WALL }
Blog: View Blog (2)
IVAO ID: 278031
Версия Симулятора: 9.6x
Повысить репутациюПонизить репутацию

Re: Как определить рабочую полосу?

Сообщениеby DEVIAS on Ср окт 21, 2009 11:06 am

Это вы конечно все правильно описали. Но я обычно на подлете к порту запрашиваю местный метар через X-Plane и там все выдает. :)
Изображение
Аватара пользователя
DEVIAS
 
Сообщения: 213
Зарегистрирован: Вс мар 08, 2009 5:51 pm
Откуда: Киев
Пол: Мужской
{ MY_WALL }
Blog: View Blog (4)
IVAO ID: 249455
Позывной: AUI053
Версия Симулятора: 9.6x
Повысить репутациюПонизить репутацию

Re: Как определить рабочую полосу?

Сообщениеby olelukoje on Ср окт 21, 2009 12:27 pm

Так мы как раз про Метар и говорим. Или ты имел в виду диспетчерский ATIS? Или ты про ATIS встроенного в сим диспетчера?
Изображение Изображение
Falling, falling or am I flying?
Flying, flying or am I falling?
Аватара пользователя
olelukoje
Міжнародні Авіалінії України
Міжнародні Авіалінії України
 
Сообщения: 609
Зарегистрирован: Пт сен 19, 2008 8:04 am
Откуда: UKDD
Пол: Мужской
{ MY_WALL }
IVAO ID: 0
Позывной: AUI003
Версия Симулятора: 9.6x
Повысить репутациюПонизить репутацию

Re: Как определить рабочую полосу?

Сообщениеby DEVIAS on Ср окт 21, 2009 6:27 pm

Встроеный в сим.
Изображение
Аватара пользователя
DEVIAS
 
Сообщения: 213
Зарегистрирован: Вс мар 08, 2009 5:51 pm
Откуда: Киев
Пол: Мужской
{ MY_WALL }
Blog: View Blog (4)
IVAO ID: 249455
Позывной: AUI053
Версия Симулятора: 9.6x
Повысить репутациюПонизить репутацию

Re: Как определить рабочую полосу?

Сообщениеby michael7kyzuk on Вс май 29, 2011 12:04 pm

olelukoje писал(а):Есть еще одна как бы "хитрость". В Метаре часто, если условия отличны от идеальных, указывается состояние покрытия рабочей полосы (влажно, скользко, гололед, поземка, вода и т.д.). Это группа цифр, стоящая сразу после QNH. Нас интересует в данном контексте первые две цифры из этой группы. Они-то и указывают на активную ВПП в данный момент. Остальные цифры из этой группы - собственно характеризуют ее состояние (но об этом потом).
Так вот, на примере Борисполя, - UKBB 200930Z 09005MPS 1700 -DZ BR OVC002 07/07 Q1019 88190060 TEMPO 1000 BR
Если бы рабочая полоса была 18L - эта группа цифр выглядела бы так - 18190060
Если бы рабочая полоса была 36L - эта группа цифр выглядела бы так - 36190060
Если бы рабочая полоса была 18R - эта группа цифр выглядела бы так - 68190060 (если у аэропорта несколько полос с одинаковым посадочным курсом, то первая пишется так, как есть, а к номеру другой прибавляется 50 - т.е. 68 = 18+50)
Если бы рабочая полоса была 36R - эта группа цифр выглядела бы так - 86190060 (86=36+50)
В приведенном примере Метара Борисполя фигурирует цифра 88. Ее пишут в случае, когда информация относится ко всем существующим ВПП. Тут уж определять рабочую полосу нужно по ветру, как написал выше Андрей. То же самое относится к случаю, когда в Метаре после группы QNH стоит другая информация, например NOSIG.
Еще пример для Пулково: ULLI 200900Z VRB01MPS 6000 BKN040 OVC066 06/04 Q1020 78290052 NOSIG - в данном случае в работе полоса 28R (78=28+50)
ULLI 200900Z VRB01MPS 6000 BKN040 OVC066 06/04 Q1020 28290052 NOSIG - в работе 28L
ULLI 200900Z VRB01MPS 6000 BKN040 OVC066 06/04 Q1020 10290052 NOSIG - в работе 10L
ULLI 200900Z VRB01MPS 6000 BKN040 OVC066 06/04 Q1020 60290052 NOSIG - в работе 10R

Этот метод особенно становится ценным, когда ветер "плавает", как в случае с Пулково, и невозможно определить рабочую полосу без диспетчера.


В мене два запитання: " UKBB 200930Z " що це за цифри,це що - по час зулу? І друге - Остальные цифры из этой группы - собственно характеризуют ее состояние (но об этом потом). Стан ВПП - тут хочу знати, наприклад - пеші дві цифри - 18L, а остальні - 190060 характер умов? чому іменно "190060" звідки береться іменно таке значення?
ИзображениеИзображение
Аватара пользователя
michael7kyzuk
Міжнародні Авіалінії України
Міжнародні Авіалінії України
 
Сообщения: 166
Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 12:58 am
Откуда: UKLT
Пол: Мужской
{ MY_WALL }
Blog: View Blog (1)
Реальное имя: Михайло Кузик
IVAO ID: 355857
Позывной: AUI 506
Версия Симулятора: MSFS

Re: Как определить рабочую полосу?

Сообщениеby Zibit on Вс май 29, 2011 12:47 pm

michael7kyzuk писал(а):В мене два запитання: " UKBB 200930Z " що це за цифри,це що - по час зулу?

Да, только в начале еще указывается день месяца. В данном случае это 20-ое число, 9 часов 30 минут зулу.

michael7kyzuk писал(а):І друге - Остальные цифры из этой группы - собственно характеризуют ее состояние (но об этом потом). Стан ВПП - тут хочу знати, наприклад - пеші дві цифри - 18L, а остальні - 190060 характер умов? чому іменно "190060" звідки береться іменно таке значення?

Первые две цифры указывают на номер ВПП. Как именно - написал выше Игорь.
Третья цифра указывает на покрытие ВПП осадками: 0 - чисто и сухо, 1 - влажно, 2 - мокро или местами вода, 3 - иней или изморось, 4 - сухой снег, 5 - мокрый снег, 6 - слякоть, 7 -лед, 8 - уплотненный или укатанный снег, 9 - замерзшая или неровная поверхность, / - нет данных, CLRD - чисто (ставится вместо 3-6 цифр в группе).
Четвертая цифра - степень покрытия ВПП: 1 - менее 10% ВПП, 2 - от 11% до 25% ВПП, 5 - от 26% до 50% ВПП, 9 - от 51% до 100% ВПП, / - нет данных.
Пятая и шестая цифры - толщина покрытия ВПП: 00 - менее 1мм, 01 - 1мм, 02 - 2мм, ..., 90 - 90мм, 91 - не используется, 92 - 10мм, 93 - 15 мм, 94 - 25мм, ..., 99 - одна и более ВПП не работают.
Седьмая и восьмая цифры - коэффициент сцепления: при раскодировании перед ними надо ставить ноль. Например, если указано число 24, то коэффициент сцепления будет 0,24.

Теперь примеры.
1. UKBB 200930Z 09005MPS 1700 -DZ BR OVC002 07/07 Q1019 88190060 TEMPO 1000 BR
Состояние всех ВПП: влажно, осадками покрыто более 51% ВПП, толщина покрытия осадками - менее 1мм, коэффициент сцепления - 0,66.

2. ULLI 200900Z VRB01MPS 6000 BKN040 OVC066 06/04 Q1020 78290052 NOSIG
Состояние ВПП 28П: мокро, местами вода, осадками покрыто более 51% ВПП, толщина покрытия осадками - менее 1мм, коэффициент сцепления - 0,52.
Andrey Boga hater! :)
Аватара пользователя
Zibit
Дніпроавіа
Дніпроавіа
 
Сообщения: 430
Зарегистрирован: Сб сен 20, 2008 9:30 pm
Откуда: UKCM - Mariupol', Ukraine
Пол: Мужской
{ MY_WALL }
Реальное имя: Андрей Степанов
IVAO ID: 279514
Позывной: UDN509
Версия Симулятора: MSFS
Повысить репутациюПонизить репутацию

Re: Как определить рабочую полосу?

Сообщениеby flyua on Вс май 29, 2011 12:56 pm

michael7kyzuk писал(а):В мене два запитання: " UKBB 200930Z " що це за цифри,це що - по час зулу? І друге - Остальные цифры из этой группы - собственно характеризуют ее состояние (но об этом потом). Стан ВПП - тут хочу знати, наприклад - пеші дві цифри - 18L, а остальні - 190060 характер умов? чому іменно "190060" звідки береться іменно таке значення?


Михаил! Вот тебе в помощь еще полезная ссылка :)
flyua
Міжнародні Авіалінії України
Міжнародні Авіалінії України
 
Сообщения: 561
Зарегистрирован: Пт июн 05, 2009 11:52 pm
Пол: Мужской
{ MY_WALL }
IVAO ID: 0
Повысить репутациюПонизить репутацию

Re: Как определить рабочую полосу?

Сообщениеby michael7kyzuk on Вс май 29, 2011 8:02 pm

flyua писал(а):
michael7kyzuk писал(а):В мене два запитання: " UKBB 200930Z " що це за цифри,це що - по час зулу? І друге - Остальные цифры из этой группы - собственно характеризуют ее состояние (но об этом потом). Стан ВПП - тут хочу знати, наприклад - пеші дві цифри - 18L, а остальні - 190060 характер умов? чому іменно "190060" звідки береться іменно таке значення?


Михаил! Вот тебе в помощь еще полезная ссылка :)

де ?
ИзображениеИзображение
Аватара пользователя
michael7kyzuk
Міжнародні Авіалінії України
Міжнародні Авіалінії України
 
Сообщения: 166
Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 12:58 am
Откуда: UKLT
Пол: Мужской
{ MY_WALL }
Blog: View Blog (1)
Реальное имя: Михайло Кузик
IVAO ID: 355857
Позывной: AUI 506
Версия Симулятора: MSFS

Re: Как определить рабочую полосу?

Сообщениеby Zibit on Вс май 29, 2011 8:16 pm

Ссылка спряталась под словосочетанием "полезная ссылка" :D
Вот: http://www.rpp.kiev.ua/rpp/rpp-ch-a-obs ... nformacii/
Andrey Boga hater! :)
Аватара пользователя
Zibit
Дніпроавіа
Дніпроавіа
 
Сообщения: 430
Зарегистрирован: Сб сен 20, 2008 9:30 pm
Откуда: UKCM - Mariupol', Ukraine
Пол: Мужской
{ MY_WALL }
Реальное имя: Андрей Степанов
IVAO ID: 279514
Позывной: UDN509
Версия Симулятора: MSFS
Повысить репутациюПонизить репутацию

Re: Как определить рабочую полосу?

Сообщениеby michael7kyzuk on Вс май 29, 2011 8:25 pm

Дякую!
ИзображениеИзображение
Аватара пользователя
michael7kyzuk
Міжнародні Авіалінії України
Міжнародні Авіалінії України
 
Сообщения: 166
Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 12:58 am
Откуда: UKLT
Пол: Мужской
{ MY_WALL }
Blog: View Blog (1)
Реальное имя: Михайло Кузик
IVAO ID: 355857
Позывной: AUI 506
Версия Симулятора: MSFS


Вернуться в Летная Школа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

cron