Как всем известно, УВД у нас бывает не всегда. Часто приходится взлетать и садиться самостоятельно, без помощи диспетчера. Так как же тогда определить рабочую полосу?
Для начала несколько определений.
Метеорологическое направление ветра - направление ветра, которое указывается азимутом точки, откуда дует ветер.
Аэронавигационное направление ветра — направление ветра, которое указывает, куда дует ветер.
Первым делом смотрим информацию МЕТАР, а именно направление и силу ветра. Например:
UKBB 200630Z 15003MPS 3900 -RA OVC003 05/04 Q1015 13220355 NOSIG
Значит ветер у нас 150 градусов 3 м/с (на рис. красная линия).
В МЕТАРе всегда используется метерологическое направление ветра.
На примере Борисполя. Имеем две параллельные полосы: 36R-18L и 36L-18R. Их курсы сходны, поэтому мы возьмем одну: 36R-18L. Курс 36R приблизительно (нам точно не надо) равен 360 градусов, 18L - 180 градусов.
Зная направление ветра и курсы полос, можем провести некоторые вычесления:
к направлению ветра сначала прибавляем 90 градусов, потом их отнимаем. 150+90=240; 150-90=60.
Из этих вычислений можем взять два промежутка: 1) от 150 до 240; 2) от 60 до 150 (Примечание: когда мы прибавляем 90 - ветер будет стоят в значении ОТ, если отнимаем 90 - в значении ДО). Теперь берем курс любой (18L или 36R) полосы и смотрим попадает ли данный курс в 1-ый либо 2-ой промежуток.
Например полоса 36R, курс ее 360 - не попадает ни в один из промежутков. Берем полосу 18L, курс 180 - попадает в 1-ый промежуток. Значит 18L в работе.
В принципе второй раз можно было и не проверять. Итак понятно, если не 36R, значит 18L)))
Что бы понять, почему так получается возьмем ветер не метеорологический, а аэронавигационный. Их разница равна 180. Значит мы 150+180=330. Тоесть ветер дует с курсом 330 градусов. Мы знаем что самолеты взлетают и садятся ПРОТИВ ветра. Вот и получается что мы должны использовать 18-ую полосу.
Аналогично будем поступать если ветер, допустим, 280 градусов (на рис. линия синего цвета).
280+90=370; 280-90=190. Промежутки: 1) от 280 до 10 (370); 2) от 190 до 280.
Полоса 36R, курс 360 - попадает в 1-ый промежуток. Значит она в работе.
Есть еще один способ определить рабочую полосу. Берем два значения: направление ветра и курс одной из полос. И из большего значения вычитаем меншее. Если результат менше 90 градусов, то эта полоса в работе. Если больше - то в работе полоса с противоположным курсом.
Например: ветер 150 градусов, полоса 36R, курс ее 360 - имеем: 360-150=210. 210 больше 90 градусов следовательно в работе полоса с противоположным курсом - 18L. Можем проверить: 180-150=30. 30 менше 90.
Ветер 280 градусов, полоса 36R, курс 360. Получится: 360-280=80. 80 менше 90 => в работе полоса 36R. Проверем полосу 18L: 280-180=100, а 100 больше 90.
Повторюсь, второй раз можно и не проверять.
Существуют так же понятия передней и задней полусферы. Передняя полусфера - это сектор пространства перед воздушным судном, которое ограничено вектором 90 градусов влево и вектором 90 градусов вправо от посадочного курса. Задняя полусфера соответственно - пространство позади воздушного судна.
Ветер, следовательно, должен дуть из передней полусферы в заднюю, когда самолет находится на посадочном курсе.
Можно взлетать/садиться и по ветру, но в таком случае его сила должна быть не более 5 м/с.
Жду замечания к написанному. Спасибо!