by olelukoje on Сб сен 27, 2008 10:19 am
Обычно на самолетах устанавливается две радиостанции для радиообмена. COM1 и COM2. Они абсолютно одинаковые и могут работать независимо друг от друга. На некоторых самолетах в X-Plane на приборной панели есть возможность выводить звук на динамики от каждой из них по отдельности или вместе. Как правило в полете одна из них (COM1) настроена на частоту соответствующей службы УВД и постоянно перестраивается путем смены активной и предустановленной частот по мере перехода от одного этапа полета к другому. Другая (COM2) постоянно настроена на канал UNICOM для приема широковещательных или экстренных сообщений от других пилотов или диспетчеров. Например, таким образом можно обратиться по юникому к встречным бортам, вышедшим из грозового фронта, и запросить условия по его преодолению. Или сообщить всем, кто слышит, о неполадках в работе навигационного оборудования или двигателей. Или сообщить о захвате самолета террористами. Хотя для этого есть хитрый способ: установить код автоответчика 7500. В общем варианты различны. Формулы по расчету дальности расстояния действия этих радиостанций я встречал в сети. Не помню, конечно, их. Но там, кажется, фигурируют высота наземной антенны и высота полета самолета, частота и мощность передатчиков. В реальности это, думаю, в среднем около 500 км.
Каждую радиостанцию можно выставить в режим Rx или Tx/Rx. Это значит она будет работать только на прием или на прием/передачу. Поэтому штатно в полете COM1 находится в режиме Tx/Rx, а COM2 в режиме Rx. Поэтому при нажатии тангенты на штурвале передача идет только по COM1. А прием идет по обеим.
Ниже привожу статью по использованию канала UNICOM с сайта виртуальной авиакомпании "Добролет".
Для чего нужен Unicom
Канал Unicom используется для информирования о своих действиях других бортов, находящихся в радиусе 400 миль (это дистанция расспространения сообщений по каналу Unicom). Это необходимо делать для предотвращения аварийных ситуаций – опасных сближений, столкновений и т.д.
Частота Unicom используется пилотами в случае отсутствия контроля диспетчеров УВД. Ситуация, когда пилот обязан использовать Unicom может происходить как при полном отсутствии диспетчеров, так и в случаях, когда пилот покидает зону ответственности существующего диспетчера.
Соглашение об использовании частот для Unicom
Частота, используемая для обмена сообщениями на канале UNICOM по умолчанию – 122,8 Мhz
Существуют исключения, например для Южной Африки – 124.800, или Бразилии – 123.45.
Основные правила Unicom
Язык общения на канале Unicom – английский. Для типовых фраз информационных сообщений на канале Unicom используется английская упрощенная фразеология.
В случае, если рядом с вами нет бортов в данное время, передачу на канале Unicom можно не вести. Сообщения на канале Unicom строятся в режиме монолога – т.е. вы сообщаете то, что делаете. При этом необходимо читать сообщения других бортов.
Формат информационного сообщения на канале UNICOM
Формат сообщения может быть:
* Краткий: [Название аэродрома или FIR], [сообщение]
* Расширенный: [Название аэродрома или FIR], [Имя борта], [сообщение], [Название аэродрома или FIR]
Пример:
UMKK traffic, engines start up on stand 4
или
UMKK traffic, DOB244, engines start up on stand 4,
UMKK traffic, DOB244, engines start up on stand 4, UMKK traffic
Основные стадии полета
Устанавливаем код ответчика
Так как отсутствует диспетчерская служба, вам, как пилоту, не будет сообщен код ответчика (Squawk Code). Вы его должны выбрать и установить сами.
По умолчанию – устанавливайте код 2200 для полетов по ППП
Для полетов по правилам визуального пилотирования (ПВП) – используйте, пожалуйста код 1200
О кодах ответчика и специальных кодах выможете прочитать на странице: Что такое транспондер и код ответчика (Squawk Code)
Буксировка
Если необходимо провести процедуру буксировки к месту запуска (в соответствии с правилами данного аэропорта), то необходимо сообщить об этом следующим образом:
UMKK traffic, pushing back face southwest from stand 4
Перевести эту фразу можно так:
Внимание всему трафику в порту Храброво (ICAO код UMKK) – начал процедуру буксировки (подразумевается, что к месту запуска) для установки борта носом на юго-запад. Начал движение со стоянки 4.
Перед процедурой буксировки при помощи внешнего вида, обратите внимание – нет ли стоящего перед вами или позади вас – борта.
Дополнительные примеры сообщений:
UUEE traffic, DOB244, pushing back from stand 53, UUEE traffic
или
UUEE traffic, pushing back from stand 53 face west
Запуск двигателей
Перед запуском двигателей вы должны обладать следующей информацией: ICAO кодом аэродрома, на котором находитесь и номером стоянки.
Производим запуск двигателей:
UUEE traffic, engines start up on stand 17
или
UMKK traffic, engines start up on stand 4
Как определить рабочую полосу (перед рулением)
В слуxае отсутствия диспетчера рабочую полосу перед взлетом или перед снижением необходимо определять в соответствии с текущей погодой, которую можно получить непосредственно в SquawkBox(доступен ACARS) или FSInn (кнопка Wx). (Примечание: в симуляторе X-Plane погоду можно запросить плагином X-IvAp.) В информации о погоде, поступающей к вам в МЕТАР кодах ветер указывается метеорологический -т.е. «откуда дует».
Руление на предварительный
Перед сообщением о рулении на предварительный старт:
* убедитесь в отсутствии бортов, с которыми вы можете столкнуться на пути вашего руления
* обратите внимание на сообщения других участников – возможно, кто-то уже сообщил о рулении на предварительный старт (посмотрите на его маршрут)
Продумайте маршрут. Для этого у вас должны быть:
* информация, какая полоса сейчас рабочая (определяется в соответствии с текущей погодой, см.выше)
* список рулежных и магистральных дорожек, по которым вы будете передвигаться к точке Holding Point (предварительный старт)
Перед рулением сообщаем:
UUEE traffic, taxi via taxiway 18, Main taxiway 1, tw5,15 to holding point RW25L
Дополнительные примеры:
UMKK traff, DOB244, taxi via taxiway 6 to HP RW06, UMKK traffic
или еще более сокращенный вариант:
UMKK traff, taxi via tw6 to HP RW06
Занимаем исполнительный
Итак, вы находитесь на предварительном старте (Holding Point). Прежде чем занимать исполнительный старт (выруливать на полосу для взлета) вы должны быть полностью готовы к взлету. Занимать полосу, после ее занятия, необходимо минимальное время. Поэтому, к моменту занятия исполнительного старта у вас должна быть информация:
* о схеме выхода (название схемы);
* о начальной высоте, которую вы планируете занять после взлета;
* собственно – сама схема выхода (желательно распечатанная, перед глазами) и
у вас должно быть:
* настроенное, в соответствии со схемой выхода, на необходимые частоты навигационное оборудование;
Сообщаем о занятии исполнительного:
UMKK traffic, lining up RW06 for RUSNE1 departure, initial climb FL90, UMKK traffic
Перевод:
занимаем полосу RW06 для выхода по схеме RUSNE1 с набором высоты 9000 ft (FL90)
Еще примеры:
UUEE traffic, lining up RW25L for BP25E departure, initial climb 5700m
или
UUEE traffic, DOB244, lining up RW25L for AR 25Delta departure
Внимание: перед занятием полосы ответчик (Transponder) необходимо установить в режим “C” – (Чарли)
Когда вы прилетите в аэропорт назначения, и освободите полосу – вы сразу же его переключите в режим S (Squawk Standby, STBY).
Весь полет, начиная с исполнительного старта до освобождения полосы – только в режиме ответчика «С» – (Чарли)
Взлетаем
Мы готовы к взлету. Ответчик (Transponder) в режиме С.
Сообщаем на канале UNICOM:
UUEE traffic, departing RW25L
После этого увеличиваем обороты, отпускаем тормоза – взлетаем.
Набор высоты
После набора 200м – сообщаем:
UUEE traffic, airborne
Возможны более детальные сообщения:
UUEE traffic, airborne, proceeding for DB25D, climbing 5700m, UUEE traffic
или
UMKK traffic, airborne, proceeding for RUSNE1, climbing FL90
Набор высоты сопровождает комбинированными сообщениями о точках прохождения ПОД и наборе высоты. Мы сообщаем высоту, на которой проходим ПОД, и сообщаем высоту, которую собираемся набрать до следующего ПОД. Можно сообщать просто, о процессе набора высоты для высоты эшелона.
Если набираем высоту:
UMKK traffic, FV 7200m, climbing 9600m, direct to US
Если снижаемся:
UMKK traffic, LANIT 10600m descend 9600m, direct to BUTRI
На маршруте
При полете на заданном эшелоне, сообщения, которые необходимо передавать на канале UNICOM, строятся просто. Вы указываете:
* прохождение очередного ПОД
* высоту, на которой вы проходите этот пункт
* и сообщаете следующую точку маршрута
* опционально, расчетное время прохождения следующего пункта
Пример:
UMKK traffic, DOB244, BOLUK FL60, direct to KRAKI at 16 min
Сообщение означает: всем бортам в районе порта Храброво, я борт Добролёт-244 прошел ПОД на высоте FL60 (6000ft), направляюсь к ПОД KRAKI. Расчитываю пролететь KRAKI в 16 минут текущего часа.
Смена эшелона
Могут возникнуть случаи, когда необходимо сменить текущую высоту полета. Для этого необходимо сообщить следующее:
если снижаемся:
UUWV traffic, DOB244, leaving FL270 descending to FL250
если набираем высоту:
UUWV traffic, DOB244, leaving FL250 maintaining FL270
Обратите внимание, мы не называем код ICAO аэропорта – мы называем код текущего FIR (зоны УВД) – код того FIR, в котором находимся. Мы сообщаем текущую высоту, что мы делаем (набираем высоту или снижаемся), и новую высоту, которую собираемся занять. Обычно снижение или набор высоты совмещают с пролетом ПОД, что бы другие участники трафика понимали, где вы находитесь – в какой точке вы начинаете маневр для изменения высоты полета.
Занятие Зоны ожидания
Бывают случаи, когда при подлете к аэропорту, не смотря на отсутствие диспетчеров, активность трафика очень высокая. В этом случае необходимо проявлять внимание к другим участникам, и давать возможность завершить маневр своим коллегам – другим бортам. Для этого необходимо использовать так называемые ЗО – зоны ожидания. Место и порядок работы в ЗО описывается в схемах почти каждого крупного аэропорта.
UMKK traffic, DOB244, hold at RUSNE FL60, inbound track 229 deg, left hand pattern, time 1 min
Это сообщение означает:
В районе UMKK, борт Добролёт-204 занял ЗО над точкой RUSNE на высоте FL60 (6000 ft), входящий курс на точку RUSNE 229 градусов, круг левый, длина круга – 1 минута полета.
Снижение и заход
Как и при наборе высоты, во время снижения вы сообщаете высоту.
UUEE traffic, SAVELOVO FL059, proceeding on SW 07A for RW07R approach, descending FL035
UUEE traffic, FL040, proceeding ILS approach RW07R, descending FL035
Аэродромный круг полетов
В английской фразеологии не нумеруются поворотные точки аэродромного круга, как это делается у нас (первый, второй и т.д. поворот). Для определения элементов круга определяются стороны «коробочки»:
* путь «по взлету», «против ветра» или в направлении первого разворота – UPWIND
* путь, который идет после UPWIND после поворота, или в направлении второго поворота – CROSSWIND (в переводе: пересекая ветер)
* путь к третьему развороту, когда ветер дует нам в спину – DOWNWIND (для запоминания: «вниз по ветру»)
* и путь к четвертому повороту – BASE (в переводе – базовый. Легко запомнить как «важный».)
* путь в направлении полосы после заключительного, четвертого поворота – FINAL APPROACH, или просто FINAL
Подробнее об элементах круга в статье: (статья об элементах круга – необходимо написать)
Сообщения, при полете по аэродромному кругу:
UMKK traffic, turning final RW24 (иду от четвертого к полосе)
UMKK traffic, go around (ухожу на второй круг)
UMKK traffic, crosswind right (выполняю первый, вправо )
UMKK traffic, turn base right (выполняю третий)
UMKK traffic, turning final RW24 (перед четвертым)
Глиссада, к посадке готов
Находясь на глиссаде, после четвертого разворота (заключительного) по направлению к полосе RW24, мы сообщаем:
UMKK traffic, final RW24
После посадки
После посадки, освобождаем полосу и сразу делаем две вещи:
* переключаем ответчик (transponder) в режим Stand By;
* сообщаем об освобождении полосы;
UMKK traffic, RW24 vacated on tw06
Полоса RW24 освобождена на РД6
После этого сообщаем о маршруте руления:
UMKK traffic, taxing on stand 4 via tw6
или
UUEE traffic, taxing on stand 53 via tw3 main tw1, tw18
На стоянке
Когда мы завершили руление и находимся на стоянке – сообщаем:
UUEE traffic, on stand 53, engines shutdown
Резюме
Использование UNICOM позволяет участникам воздушного движения без диспетчерского контроля осуществлять взаимную координацию действий. Информация об эволюциях вашего самолета (заход на посадку, взлет и так далее) позволит вашим коллегам спланировать свои действия: например задержаться на предварительном старте, когда вы находитесь на глиссаде или, например, кто-то займет ЗО, для обеспечения безопасности вашего снижения по схеме захода на посадку.
Будьте взаимно вежливы, используйте UNICOM.
Falling, falling or am I flying?
Flying, flying or am I falling?