Добрый день,
На последней нашей встрече, Андрей Бога попросил меня разобраться и написать мануал по расчету топлива на B737-800. "Чтобы не делал на глаз" сказал он мне, подмигнув.Прошло время и обещания нужно выполнить, мы же летчики, а слово летчика - не воздух
Нижеописанная инструкция упрощена, в действительности расчет немного сложнее.
Итак, приступим. Для примера, я выбрал полет UMKK-UKDD, с запасным UKCC. Длина пути между UMKK и UKDD составляет 680 миль (по PathFinder'у) и 107 миль между аэродромом назначения и запасным. В самолет рассадил 112 пассажиров и загрузил 8400 lbs груза.
В дальнейшем для расчета я использовал данные/таблицы из FCO Boeing 737-800 NG, они представлены в моем Excel файле в серых вкладках.
Каков алгоритм использовался при расчете:
0. Вес пустого самолета - 91,108 lbs.
1. Определяемся с кол-вом Minimum Landing Fuel. Это параметр определяется регуляторами и правилами компании. Для FAA например, это 30 мин запас при круизном расходе. Я выбрал 2,560 lbs.
2. Топливо для руления на земле, таблицы и значений я не нашел, поэтому взял среднее значение расхода и указываем, что общее время руления у нас - 10 мин.
3. Необходимое топливо для захода на посадку, поскольку заход на посадку будет осуществляется по схеме, а не по прямой. Таблицу не нашел, высчитал среднее число расхода и указал время - 12 мин.
4. Определяем вес пассажиров и груза. Вес пассажиров высчитывает на средний вес взрослого человека, дети не учитываются. Получаем: 112*175+8,400=28,000 lbs.
Таким образом, вес нашего самолета при посадке на запасном аэродроме будет - 2,560(MLF)+1,024(Approach)+400(Taxi)+28,000(PAX+Cargo)+91,108(OEW)=122,068 lbs. Это меньше максимально разрешенной посадочной массы.
5. На основе веса, определяем по таблице Alternate Planning топливо, требуемое для полета к нему - 3,020 lbs. Рекомендуемая высота - 23,000 ft.
6. На основе чарта определяем высоту ожидания, и на основе него, веса самолета и времени ожидания по таблице Holding находим кол-во топлива - 2,320 lbs.
Теперь, вес нашего самолета на аэродроме посадке будет составлять - 122,068 (Alternative Weight) + 3,020 (Fuel to Alternative) + 2,320 (Holding) = 127,408 lbs. Это тоже меньше максимально разрешенной посадочной массы.
7. Считаем кол-во затраченного времени для пути от UKMM до UKDD. По таблице CRZ определим кол-во топливо, сжигаемого одним двигателем при весе 127,408, это пятая строка в ячейке и выберем оптимальный для нас эшелон (меньшая цифра) с учетом большой скорости (6 строка в ячейке), получаем - 37,000 ft и 2,463 lbs (в час для одного двигателя). Делим расстояние на скорость получаем время, затрачиваемое для преодоление данного пути и соответственно определяем кол-во топливо, необходимо нам, это 680/449*2*2,463=8,264 lbs.
8. Добавляем Contingency Fuel (расход на непредвиденные ситуации), он высчитывается 2% от Trip Fuel - 165,2 lbs.
Получаем, общий вес самолета на стоянке должен составлять 127,408 (Destination Weight) + 8,264 + 165,2 = 136,072 lbs. Это меньше разрешенного максимума взлета.
Таким образом получаем, что наилучший для нас эшелон - это 37,000 ft, кол-во топливо, необходимое для полета составляет 17,753 lbs, из которых RESERVE = 5580 lbs.
Я вставил файл, который помогает все высчитывать автоматически. Как использовать его:
1. Указываем Distance - расстояние до назначения.
2. Alternate Distance - расстояние между запасным и назначения.
3. Selected Cruise Altitude - выбранный нами в начале эшелон (пока это предварительный эшелон). В конце он может поменяться.
4. Указываем Holding Altitude & Time, в зависимости от воздушной обстановки и параметров в чарте аэродромов.
5. Кол-во пассажиров, вес программа высчитает сама.
6. Вес груза.
7. Программа высчитает нам параметры Optimum Altitdue, Altitude to Alternative, Total Fuel & Reserve.
8. Если оптимальный эшелон совпадает с нашим выбранным, то выписываем значения.
9. Если оптимальный не совпадает, то переписываем близкое (четный и нечетный эшелон) в параметр Selected Cruise Altitude.
10. После пересчета, выписываем значения Optimum Altitdue, Altitude to Alternative, Total Fuel & Reserve.
Пароль на первый лист - qazzaq. На остальные листы - qazwsx. Пароль поставил, чтобы случайно не изменить формулы.
PS: Замечания приветствуются.